Программа государственного социального заказа Аламудунского айылного аймака (далее – Программа) была разработана в соответствии с частью 9 статьи 3 Закона Кыргызской Республики «О государственном социальном заказе» с учетом проведенного исследования по определению нужд и потребностей населения в социальных услугах, а также предложений граждан и организаций, поступивших в базу данных социальных проблем и общественно полезных целей. Целями государственного социального заказа являются решение социально значимых проблем местного сообщества и достижение общественно полезных целей за счет средств местного бюджета, а также путем вовлечения интеллектуальных, кадровых, материальных и иных ресурсов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан. Также, в Программе социально–экономического развития Аламудунского айылного аймака на 2020 год запланированы вопросы социального характера в том числе мероприятия по организации досуга для детей с ограниченными возможностями.
На реализацию Программы из средств местного бюджета предусмотрено 500 000 сомов. На цели, указанные в п. 4, ст. 11 Закона Кыргызской Республики «О государственном социальном заказе» может быть использовано не более 5 % от указанной выше суммы средств.
В Аламудунском айылном аймаке числится 298 лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них дети с ОВЗ – 52: с диагнозом ДЦП 18 человек, среди которых у 4-х детей слабая разговорная речь и физическая отсталость в развитии, а остальные дети не разговаривают и не ходят, с диагнозом эпилепсии 4 детей, у которых также слабое физическое развитие, 5 детей с синдромом Дауна, из них только 1 ребенок слабо разговаривает и посещает школу, 4 детей- ОВЗ по слуху, 4 детей- ОВЗ по зрению, остальные 18 детей имеют разные диагнозы. Из 52 детей с ОВЗ, только 14 детей посещают обычную школу и 4 детей посещают специализированные школы.
Дети с ОВЗ получают ежемесячное государственное пособие, которое составляет всего 4000 сомов. Этих денег не хватает даже на лекарства и лечение. Если взрослые ЛОВЗ уже как- то адаптировались в обществе, то дети с ОВЗ, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, не имеют такой возможности. Дети, которые учатся в школе, общаются со своими сверстниками, живут полноценной жизнью, насколько это, возможно, насколько позволяет их здоровье. Намного труднее детям, которые не посещают школу, не учатся, не посещают никакие другие учреждения. В рамках исследования нужд проведены фокус группы с родителями детей с ОВЗ, где определены наиболее важные потребности таких детей, в числе которых имеются потребности в занятиях по физической культуре, занятиях по пению и рисованию, потому что детей с диагнозом Дауна, например, как показывает практика, можно развивать именно через занятия по пению и рисованию. Также, родителями было отмечено, что нуждаются в общении со сверстниками, со здоровыми детьми и взрослыми. Дети постоянно находятся дома, ни с кем кроме родителей и близких не общаются, вследствие чего, они нервничают, появляется агрессивность в поведении. Все это негативно сказывается на здоровье и развитии детей.
В аймаке у детей с ОВЗ нет доступа к услугам досуга, для них не проводятся общественные мероприятия. Детей некуда водить в селе, а услуги досуга в г.Бишкек для них недоступны, потому что это дорого и везти в город ребенка тяжело. Все средства родителей расходуются на лекарства и бесконечные лечения. В связи с тем, что эти дети нуждаются в постоянном присмотре, многие родители не работают, так как вынуждены постоянно находиться возле детей.
Дети нуждаются в досуге, которые способствовали бы развитию их жизненных навыков, умственных и физических способностей, адаптации к жизни в обществе. Дети с ОВЗ это дети со специфическими потребностями, но прежде всего это – дети, которым нужны праздники, игры, танцы, музыка, а самое главное- общение. Детям с ОВЗ необходимо все то, чем живут здоровые дети.
В результате проведенного рабочей группой анализа социальной проблемы по отсутствию услуг досуга для детей с ограниченными возможностями была определена общественно полезная цель:
Развитие жизненных навыков и адаптация к жизни в обществе через досуг.